Работа трудовой бригады «Романтик»

И, окончив день, усталый,

Каждый щедро награждён,

Если труд, хоть скромный, малый,

Был с успехом завершён!

Вот и закончила свою трудовую деятельность трудовая бригада «Романтик», которую создала и руководила  Биченко Ольга Георгиевна.

Ребята  трудились на ремонте  школы и благоустройстве школьной территории.

С каждым из участников составлен трудовой договор и на первой странице  трудовой  книжки первая запись «МОБУ СОШ №33 им. Л.А. Колосовой».

IMG_9195

 

А разве друга надо звать,

Когда темно в пути,

Когда дороги не узнать

И нету сил идти?

IMG_9214

 

Когда беда со всех сторон,

Когда при солнце – ночь,

Да разве не увидит он,

Не ринется помочь?

IMG_9557

IMG_9574

 

Ведь он не сможет есть и спать,

Когда такое вдруг!

Но… если друга надо звать –

То вряд ли это друг

IMG_9187

 

IMG_9641

 

 

 

«СИНТЕЗАТОР СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ»

20 марта 2015 года прошел I-ый Республиканский фестиваль-конкурс мастерства исполнения на электромузыкальных инструментах «СИНТЕЗАТОР СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ», организованный в рамках реализации проекта «Музыка для всех». Инициаторами выступили Министерство образования РС (Я), АОУ РС (Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н. Донского-II» и Компания «Casio».
Председатель жюри – доктор педагогических наук, композитор И.М. Красильников (г. Москва).
С гордостью хочется отметить, что оба наших ансамбля, состоящие из учащихся 1-го (Зимина Катя, Новгородова Настя, Муксунов Саша, Тепшибаева Перизат, Соколова Валерия, Потапова Кристина) и 2-го (Ефремова Карина, Евдокарова Диана, Павлов Ян, Черкашин Артем) классов, заняли первые места. В сольных исполнениях достойно выступили Черкашин Артем и Карина Ефремова, которые награждены дипломами.
Руководителю Л.Н. Гороховой вручена подарочная карта на сумму пять тысяч рублей.
Совместный творческий труд учащихся и их педагога увенчался достойной победой.

Л.Н. Горохова, педагог дополнительного
образования МОБУ СОШ № 33

День родного языка и письменности, посвященный Году литературы.

День родного языка и письменности, посвященный Году литературы.

13 февраля 2015г. Актовый зал оформлен торжественно  ко Дню родного языка и якутской письменности. Выставлены книги «Якутские писатели  для детей», портреты якутских классиков, ручные работы «Сэргэ» учащихся 4-х классов. Основным украшением торжества явились стенгазеты учащихся 5в , 6в, 7в, 9в, 10в  классов на тему: «Якутские писатели детям», «Якутские писатели-классики», «Якутская поэзия». Учащиеся очень творчески отнеслись к выпуски стенгазет.
На празднике приняли участие талантливые, активные учащиеся, учителя, родители  нашей школы.  Все они были в  якутской национальной одежде, что подчеркнуло особую атмосферу дня. Мероприятие прошло на якутском языке, а на экране был представлен перевод на русский язык.
На фоне фортепьянной игры Куличкиной Лены (4 д)   Лебедева Ая-Кюннэй (10в) открыла мероприятие, вдохновенно  рассказав стихотворение Семена Данилова «Памятник Пушкину». Выразительное чтение стихов якутских поэтов Птицыным Александром (5в), Готовцевой Юлианой (4в), Ефимовой Лилианой (4в), Савицкой Софией (6а), Птицыным Ильей (10в) придало импульс празднику. Зрелищем концерта явилось выступление на якутском языке представителей других народностей Шомоевой Анастасии и Разумовой Полины (4г). Воспитанники кружка «Хомус», учащиеся 1а, 1в, 2а, дебютировали прекрасным исполнением на национальном инструменте. Очаровал зрителей проникновенным чтением стихотворения Кюндэ «Родной язык» ученик 10в класса Прокопьев Уйусхан. Учитель изо и технологии Гоголев В.И., писатель, поэт, режиссер,  презентовал на экране свою песню «Маме», чем удивил публику. Украсили концерт танцевальные номера в исполнении ансамбля «Карусель» и учащихся 3в и 6в классов. Привела в восторг зрителей   песня «Любимый город» в исполнении ансамбля учителей «Нюанс».
Благодаря скрупулезной подготовке участников мероприятия, праздник удался.

Зав. библиотекой  Еремеева Л.И.

«Класс-интеллект»

Биґиги оскуолабытыгар 2 сылын «Класс-интеллект» диэн ааттаах бырайыак ситиґиилээхтик улэлиир. Бу бырайыагы  µірэх чааґыгар директоры солбуйааччы Будищева Наталья Николаевна иилээн-са±алаан улэлэтэр. Бырайыак туґунан кылгастык билиґиннэрэр буоллахха маннык. Биир ый устатын тухары холобур, 6 кылаастарга ый бастакы нэдиэлэтигэр «Культурологическай срез» диэн ыытыллар. Манна кылаас о±отун бµтµннµµтµн тест толотторон,  хас биирдии µірэнээччи уопсай билиитин, сайдыытын бэрэбиэкэлииллэр. Иккис нэдиэлэ±э хас биирдии предмет аайыттан µстµµ боппуруос бэриллэн, о±о µірэх іттµнэн билиитин бэрэбиэркэлээґин, тургутан кірµµ ыытыллар. Ый бµтµµтµгэр хас биирдии кылаас бэйэтэ талан ылбыт тиэмэтин интеллектуальнай презентация быґыытынан кімµскµµр. Талан ылбыт соруда±ын хайа ба±ар іттµттэн ситиґиилээхтик кімµскµіхтээх, толору бары іттµттэн арыйыахтаах. Ый устата кылаас бµтµннµµтэ бэлэмнэнэн, µірэтэн, кірііччµлэр иннилэригэр толорор. Бу бырайыакка µірэнээччи уонна кылаас салайааччыта эрэ буолбакка, тіріппµттэри кытта алтыґан улэлээґин тµмµгэ кестер. Биґиги 6 «в» кылаас µірэнэээччилэрэ бу сылга «Осень.Очей очарованье» диэн ааттаах тиэмэни талбыппыт. Ый устата олус кыґаллан, кылаас салайааччытын  кытта о±олор, тіріппµттэр буолан улэлээбиппит. Хас биирдии кылаас дьикти бииртэн биир олус интэриэґинэй µлэлэри кірдірін, саала±а мустубут кірііччµлэри, тіріппµттэри, о±олору, ону таґынан, дьµµллµµр сµбэни сіхтірбµттэрэ. Дьµµллµµр сµбэ±э эдэр учууталлар уонна оскуола самоуправлениетыттан улахан кылаас µірэнээччилэрэ сіптііх сµбэни ылан маннык номинацияларга тиксибиппит:
6 «а» – «За творчество и вдохновение»
6 «б» – «Мой родной край»
6 «в» – «Как прекрасен этот мир»
6 «г» – «Интеллектуальный олимп»
6 «д» – «Движение – это жизнь».        

Маннык бырайыактар баар буоланнар, о±о сайдар, улаатар, билиитэ кэІиир,µірэххэ дьулуґар, дьону-сэргэни кытта алтыґа, кэпсэтэ µірэнэр. Инникитин да±аны, маннык интэриэґинэй бырайыактар буола турдуннар.

4 «е» кылааска мини-спектакль


Бу ый ахсынньы 4 күнүгэр 4 «е» кылаас үөрэнээччилэрэ Корней Иванович Чуковскай айымньыларыгар олоҕуран, кылаас таҺынааҕы ааҕыылары өрө күүрүүлээхтик ыыттылар. Кылаас салайааччыта Христофорова Надежда Никитична 27 үөрэнээччилээх «Краденое солнце» диэн айымньытыгар олоҕуран, мини-спектакль туруоран көрдөрдулэр. Оҕолор үөрэ-көтө оруолларга  баҕа санааларынан,  бэйэлэрин илиилэринэн мааскалары, атрибуттары оҥостоннор, умсугуйан туран, оонньоотулар. Бу туруорууларын Дьокуускай куорат 21№-дээх орто оскуолатын «3D» библиотекаҕа, 1 уонна 4 кылаас уөрэнээччилэрин иннигэр ситиҺиилээхтик оонньоон көрдөрдулэр, көрөөччу истиҥ биҺирэбилин ыллылар. Кыра сүҺүөх кылаастарга оҕо төрөөбүт тылынан сөпкө, ыраастык саҥарарын ситиҺэр туҺугар  кылаас таҺынан ааҕыы уруоктарыгар, ону сэргэ араас ыытыллар тэрээҺиннэргэ, төрөппүттэри кытта ыкса сибээҺи, сыҺыаны эрэйэрэ саарбаҕа суох.
1 «в» кылаас үөрэнээччилэригэр (кылаас салайааччыта Заровняөва Е.Н.) испиктээкиллэрин оонньоон көрдөрдүлэр. Оҕолор сүрдээҕин интэриэҺиргээн, умсугуйан туран, көрдүлэр-иҺиттилэр, инникитин даҕаны өссө интэриэҺинэй туруоруулары күүтэллэрин туҺунан баҕа санааларын эттилэр. Уопсайынан,  оҕолор бэйэлэрэ баҕа санааларынан, кыахтарынан маннык туруоруулары көрдөрүүлэрэ – оҕону кэнэҕэски өттугэр сайыннарар, иитэр сыаллаах буоларга, кинигэни, айымньылары таптаан, умсугуйан ааҕарга, суруйааччылар айымньыларын араара-билэ уөрэнэллэригэр туҺалаах.

Васильева А.Н. – саха тылын
уонна литературатын учуутала

ИЙЭ KYHYHЭН Э5ЭРДЭ


КҮН КҮБЭЙЭ ИЙЭҔЭ
Уйулҕан
Бу орто дойдуга
Бүгүн тураҕын,
Олох киэҥ аартыгын
Эрчимнээхтик тэлэн.

Күн сирин көрдөрбүт
Күн күбэйэ Ийэҥ,
Илгэлээх тапталар
Таалалаан улаатан.

Махтал тыллара
Эйиэхэ ананар,
Күн сирин көрдөрбүт
Күн күбэйэ Ийэҕэ.

Эҕэрдэ Ийэҕэ
Иһирэх киһиэхэ,
Күн сирин көрдөрбүт
Күн күбэйэ, Ийэҕэ!!!

Ааттарбыт суолталара

А
Айаал – айааччы, үчүгэйи оҥорооччу
Айаана – айааччы, үчүгэйи оҥорооччу
Айан – айан диэнтэн, үтүө суолу тутуһааччы
Айантай – айан диэнтэн
Айастаан – ай диэнтэн, үтүөнү оҥорооччу
Айтал – кэрэни, талбаны айааччы
Айталыына – ый курдук ыраас, кэрэ
Айхал – айыы кэл диэнтэн, таҥараттан төрүттээх
Айхаана – айыы кэл диэнтэн, таҥараттан төрүттээх
Айыына – ай диэнтэн, үтүөнү-кэрэни оҥорооччу
Алаас – алаас диэнтэн, саха олоҕун төрүттээччи
Албан – үтүө ааттаах-сурахтаах
Алгыс – үтүө тыллаах-өстөөх
Алгыстаана – үтүө тыллаах-өстөөх
Аман – чэгиэн, чэбдик
Амаана – чэгиэн, чэбдик
Арчын – ыраастааччы, быыһааччы-абырааччы
Арчыына – ыраастааччы, быыһааччы-абырааччы
Арылхан – ыраас, чаҕылхай
Аталамы – ат уола диэнтэн, Дьөһөгөйтөн төрүттээх

 

Ааттарбыт суолталара:
А
Айаал – айааччы, үчүгэйи оҥорооччу
Айаана – айааччы, үчүгэйи оҥорооччу
Айан – айан диэнтэн, үтүө суолу тутуһааччы
Айантай – айан диэнтэн
Айастаан – ай диэнтэн, үтүөнү оҥорооччу
Айтал – кэрэни, талбаны айааччы
Айталыына – ый курдук ыраас, кэрэ
Айхал – айыы кэл диэнтэн, таҥараттан төрүттээх
Айхаана – айыы кэл диэнтэн, таҥараттан төрүттээх
Айыына – ай диэнтэн, үтүөнү-кэрэни оҥорооччу
Алаас – алаас диэнтэн, саха олоҕун төрүттээччи
Албан – үтүө ааттаах-сурахтаах
Алгыс – үтүө тыллаах-өстөөх
Алгыстаана – үтүө тыллаах-өстөөх
Аман – чэгиэн, чэбдик
Амаана – чэгиэн, чэбдик
Арчын – ыраастааччы, быыһааччы-абырааччы
Арчыына – ыраастааччы, быыһааччы-абырааччы
Арылхан – ыраас, чаҕылхай
Аталамы – ат уола диэнтэн, Дьөһөгөйтөн төрүттээх
Б
Байаана – элбэх уйгуну-быйаҥы илдьэ сылдьааччы
Байан – элбэх уйгуну-быйаҥы илдьэ сылдьааччы
Байанай – Байанайтан төрүттээх
Байдам – баайы-дуолу бас билээччи
Барахсаана – тапталлаах, харыстабыллаах
Барахсан – тапталлаах, харыстабыллаах
Барылан – баайы-дуолу бас билээччи
Боотур – көмүскээччи, араҥаччылааччы
Быйаҥ – уйгуну оҥорооччу
Быйаман – уйгуну оҥорооччу
Д
Дабаан – үрдүккэ дьулуһааччы
Дайаана – кынаттаах курдук чэпчэки, сэргэх
Дайан – кынаттаах курдук чэпчэки, сэргэх
Далаана – далан диэнтэн: киэҥ-холку майгылаах
Далан – киэҥ-холку майгылаах
Далбара – элбэх астаах-үөллээх
Далбар – элбэх астаах-үөллээх
Далбарай – күөрэгэй курдук кэрэ
Дархан – ытыктабыллаах, дьоһуннаах
Добун – ыарахантан толлубат
Дойду – сирдээх-уоттаах төрүт киһи
Дойдууна – сирдээх-уоттаах төрүт киһи
Долун – кыайыылаах-хотуулаах
Долгууна – сымнаҕас-эйэҕэс майгылаах
Дэлэгэй – холку майгыннаах
Дэлэм – баайдаах-дуоллаах
Дыгын – үтүө төрүттээх
Дь
Дьулус – ылыммыт дьыалатын толорооччу
Дьулустаан – ылыммыт дьыалатын толорооччу
Дьулусхан – инникини оһорооччу
Дьулуур – моһоллортон иҥнибэт
Дьурустаан – үрдүк, көнө уҥуохтаах
К
Кудай – таҥараттан төрүттээх
Кудук – уйгуну-быйаҥы биэрээччи
Кунай – ыйаҥ төрдө
Кустук – кустук курдук чаҕылхай
Кустуктаана – кустук курдук чаҕылхай
Күбэйэ – дьиэ-кэргэн төрдө буолааччы
Күндүл – сырдык, чаҕылхай
Күндүмэн – сырдык, чаҕылхай
Күндүүнэ – үчүгэй, кэрэ
Күннэй – күн курдук ыраас, кэрэ
Күөрэгэй – күөрэгэй курдук истиҥ, тапталлаах
Кыталыына – кыталык курдук кэрэ
Кэнчээри – кэскиллээх
Кэрэмэн – үчүгэй, тапталлаах
Кэрэчээнэ – үчүгэй, тапталлаах
Кэскил – сайдар, үүнэр кыахтаах
Кэскилээнэ – сайдар, үүнэр кыахтаах
М
Мичил – үөрүү-көтүү аргыстаах
Мичийэ – үөрүү-көтүү аргыстаах
Мичилээнэ – үөрүү-көтүү аргыстаах
Мургун – бастыҥ, инники сылдьааччы
Мүлдьү – моһолу туорааччы
Н, НЬ
Нарыйа – эйэҕэс, сымнаҕас, истиҥ
Намыына – эйэҕэс, амарах
Ньургуйаана – нарын, ыраас
Ньургун – бастыҥ, чулуу
Ньургустаан – ыараханнартан толлубат
Ньургустаана – нарын, ыраас
Ньургуһун – ньургуһун курдук кэрэ
Ньургууна – ньургуһун курдук кэрэ
О, Ө
Одун – таҥараттан төрүттээх
Өктөм – чэгиэн-доруобай
Өнөр – үүнэр-сайдар
Өркөн – айыылартан бэлиэлээх
С
Сааскыйа – саас курдук чэбдик
Саарын – бэйэтигэр эрэнэр
Сайаана – сайдар, үүнэр кэскиллээх
Сайдам – сайдыыны ылааччы
Сайдыына – үтүө сабыдыаллаах
Саймыына – үтүө сабыдыаллаах
Сайыына – сайыны аҕалааччы
Самаана – саас курдук чэбдик
Санаайа – үчүгэй ыралаах
Сандар – ыраас, чэбдик
Сандаара – ыраас, чэбдик
Сандал – ыраас, чэбдик
Сандаман – ыраас, чэбдик
Саргылаана – дьолу-соргуну аҕалааччы
Саргын – дьолу-соргуну агалааччы
Сардаана – сардаана курдук кэрэ
Сарыада – сарыал курдук сырдык
Сахаайа – таҥараттан төрүттээх
Сулус – сулус курдук сытыы, чаҕылхай
Сулустаана – сулус курдук сытыы, чаҕылхай
Сүргэн – күүстээх санаалаах
Сырал – сылаас, эйэҕэс
Сырама – сылаас, эйэҕэс
Сэргэ – төрүт буолааччы
Сэргэх – өйдөөх-санаалаах
Т
Тайбыыр – үтүө санааны биэрээччи
Талба – үтүө, бастыҥ
Талбаана – үтүө, бастыҥ
Талбан – үтүө, бастыҥ
Талыман – үтүө, бастыҥ
Таман – үчүгэй дьүһүннээх
Толбон – сырдык, чаҕылхай
Толлуман – ыарахантан толлубат
Туйаара – күөрэгэй курдук кэрэ
Туйаарыма – нарын кэрэ
Туйгун – бастыҥ, чулуу
Туйгууна – бастыҥ, чулуу
Туймаада – киэҥ-куоҥ, дэлэгэй
Туллуктаана – туллук курдук кэрэ
Тулуй – ыарахантан толлубат
Тулуйхан – ыарахантан толлубат
Туналыына – сырдык, ыраас
Тупсун – үчүгэй, кэрэ
Тупсууна – үчүгэй, кэрэ
Тургун – ыарахаттары кыайааччы
Тускун – үтүөнү оҥорооччу
Тускууна – үтүөнү оҥорооччу
Түмэн – холбуур, түмэр
У
Уйгун – баайдаах-дуоллаах
Уйгууна – баайдаах-дуоллаах
Умсуура – үчүгэй ыралаах
Уран – сатабыллаах
Ураана – сатабыллаах
Урсун – киэҥ-куоҥ, дэлэгэй
Урсууна – киэҥ-куоҥ, дэлэгэй
Уххан – дьулуурдаах, көхтөөх
Х
Хаачылаана – үтүөнү-кэрэни оҥорооччу
Харыстаана – көмүскэллээх
Харысхан – көмүскэллээх
Хоһуун – кыайыылаах-хотуулаах
Хотой – хотой курдук кыахтаах
Хотууна – баайы-дуолу бас билээччи
Хомус – абылаҥнаах-тардылыктаах
Ч
Чэлгийээнэ – үүнэр-төлөһүйэр
Чөмчүүнэ – чөмчүүк курдук кэрэ
Чэмэлиинэ – ыраас, чэгиэн
Э
Эллэй – или төрүттээччи
Эркин – тирэх буолааччы
Эрчим – күүстээх-уохтаах
Эрэл – үтүөнү аҕалар кыахтаах.

Якутские имена

Сахалыы ааккытын  интэриэґиргээн көрүҥ эрэ! Бастаан сахалыы ааттар төрөөбүт ыйынан, күнүнэн бэриллибиттэр, онтон бу ааттарбыт суолталара суруллубут.

I. ТОХСУННЬУ
1, 2 – Тускун, Кэскилээнэ
3, 4 – Албан, Айыына
5, 6 – Харысхан, Барахсаана
7, 8 – Эркин, Хотууна
9, 10 – Талбан, Сахаайа
11, 12 – Талыман, Күндүүнэ
13, 14 – Арылхан, Саргылаана
15, 16 – Айастаан, Сайдыына
17, 18 – Мургун, Намыйа
19, 20 – Дойду, Чөмчүүнэ
21, 22 – Айхал, Сыралыма
23, 24 – Хомус, Алаайа
25, 26 – Алгыс, Туйаарыма
27, 28 – Уран, Уйгууна
29, 30 – Дабаан, Алгыстаана
31 – Айаал, Санаайа

II. ОЛУННЬУ
1, 2 – Одун, Арчыына
3, 4 – Сулустаан, Тупсууна
5, 6 – Өркөн, Күбэйэ
7, 8 – Тулуй, Туйгууна
9, 10 – Сүргэн, Мичийэ
11, 12 – Тускун, Сандаара
13, 14 – Талбан, Харыстаана
15, 16 – Эрчим, Дойдууна
17, 18 – Тургун, Нарыйа
19, 20 – Кэскил, Күндүүнэ
21, 22 – Мургун, Хотууна
23, 24 – Ньургустаан, Талбаана
25, 26 – Арчын, Кэрэчээнэ
27, 28 – Далан, Умсуура
29 – Айастаан, Алгыстаана
III. КУЛУН ТУТАР
1, 2 – Айастаан, Күннэй
3, 4 – Саарын, Сахаайа
5, 6 – Айан, Тускулаана
7, 8 – Аталамы, Айгыына
9, 10 – Айаал, Барахсаана
11, 12 – Аман, Туйаарыма
13, 14 – Ньургун, Айыына
15, 16 – Мүлдьү, Айаана
17, 18 – Туйгун, Мичийэ
19, 20 – Айхал, Дойдууна
21, 22 – Тулуй, Алгыстаана
23, 24 – Күндүмэн, Санаайа
25, 26 – Толбон, Туллуктаана
27, 28 – Тускун, Кэскилээнэ
29, 30 – Дьулустаан, Тупсууна
31 – Быйаман, Арчыына

IV. МУУС УСТАР
1, 2 – Сайдам, Нарыйа
3, 4 – Уран, Айыына
5, 6 – Ньургун, Күндүүнэ
7,8 – Сандал, Сааскыйа
9, 10 – Чаҕыл, Кыталыына
11, 12 – Айтал, Чэмэлиинэ
13, 14 – Эрчим, Туйаарыма
15, 16 – Айаал, Күбэйэ
17, 18 – Хомустаан, Талбаана
19, 20 – Айан, Сандаара
21, 22 – Арылхан, Сахаайа
23, 24 – Саарын, Кэрэчээнэ
25, 26 – Кэрэмэн, Сайыына
27, 28 – Толбон, Күннэй
29, 30 – Алгыс, Намыына
V. ЫАМ ЫЙА
1, 2 – Ньургууна, Эллэй
3, 4 – Сарыада, Харысхан
5, 6 – Сааскыйа, Айастаан
7, 8 – Ньургуһун, Арылхан
9, 10 – Чэлгийээнэ, Күндүмэн
11,12 – Күөрэгэй, Сандал
13,14 – Күннэй, Талыман
15,16 – Күбэйэ, Ньургун
17,18 – Сыралыма, Хомустаан
19,20 – Туйаара, Алаас
21,22 – Айыына, Талбан
23,24 – Тупсууна, Дьулустаан
25,26 – Нарыйа, Тускун
27,28 – Чэмэлиинэ, Айаал
29,30 – Айгыына, Аман
31 – Дойдууна, Арчын
VI. БЭС ЫЙА
1, 2 – Уйгууна, Эллэй
3, 4 – Күөрэгэй, Сандал
5, 6 – Самаана, Кэскил
7, 8 – Алгыстаана, Байан
9, 10 – Чэлгийээнэ, Байдам
11, 12 – Туйаара, Харысхан
13, 14 – Сардаана, Эрэл
15, 16 – Ньургуйаана, Мургун
17, 18 – Долгууна, Далбар
19, 20 – Сарыада, Күндүл
21, 22 – Сыралыма, Сэргэ
23, 24 – Сайыына, Барахсан
25, 26 – Саргылаана, Ньургун
27, 28 – Намыына, Тайбыыр
29, 30 – Дайаана, Кудук
VII. ОТ ЫЙА
1, 2 – Нарыйа, Байдам
3, 4 – Мичийэ, Тайбыыр
5, 6 – Дойдууна, Кудук
7, 8 – Айгыына, Алгыс
9,10 – Умсуура, Быйаман
11,12 – Чэлгийээнэ, Дьулуур
13,14 – Самаана, Кунай
15,16 – Күннэй, Кустуктаан
17,18 – Байаана, Күндүл
19,20 – Чэмэлиинэ, Толлуман
21,22 – Сайыына, Дэлэгэй
23,24 – Намыына, Быйаман
25,26 – Далаана, Тургун
27,28 – Күөрэгэй, Уйгун
29,30 – Дайаана, Дойду
31 – Арчыына, Алаас
VIII. АТЫРДЬЫХ ЫЙА
1, 2 – Ньургустаана, Уйгун
3, 4 – Сарыада, Күндүмэн
5, 6 – Айыына, Арчын
7, 8 – Долгууна, Сандаман
9,10 – Барахсаана, Ньургун
11,12 – Тускулаана, Кэнчээри
13,14 – Талбаана, Кустуктаан
15,16 – Күннэй, Харысхан
17,18 – Сайыына, Эрэл
19,20 – Саргылаана, Толлуман
21,22 – Уйгууна, Саргын
23,24 – Саймыына, Аман
25, 26 – Байаана, Быйаман
27,28 – Дайаана, Таман
29,30 – Намыйа, Талыман
31 – Мичийэ, Талбан
IX. БАЛАҔАН ЫЙА
1, 2 – Умсуура, Уран
3, 4 – Урсууна, Дархан
5, 6 – Айыына, Кудай
7, 8 – Намыйа, Эркин
9, 10 – Санаайа, Талбан
11, 12 – Айталыына, Сүргэн
13, 14 – Саргылаана, Далан
15, 16 – Кэскилээнэ, Тулуй
17, 18 – Арчыына, Кэнчээри
19, 20 – Талбаана, Сулустаан
21, 22 – Чөмчүүнэ, Харысхан
23, 24 – Хаачылаана, Эрэл
25, 26 – Туйгууна, Добун
27, 28 – Сыралыма, Уххан
29, 30 – Күндүүнэ, Айтал
X. АЛТЫННЬЫ
1, 2 – Хотой, Тускулаана
3, 4 – Дархан, Айаана
5, 6 – Боотур, Хотууна
7, 8 – Саарын, Туймаада
9,10 – Албан, Туйгууна
11,12 – Саргын, Хаачылаана
13,14 – Айан, Туйаарыма
15,16 – Дьулусхан, Нарыйа
17,18 – Долун, Санаайа
19,20 – Сулустаан, Туллуктаана
21,22 – Күндүмэн, Кэскилээнэ
23,24 – Хоһуун, Айталыына
25,26 – Толлуман, Күндүүнэ
27,28 – Ньургустаан, Алгыстаана
29,30 – Өркөн, Харыстаана
31 – Ньургун, Сыралыма
XI. СЭТИННЬИ
1, 2 – Байанай, Уйгууна
3, 4 – Барылан, Айталыына
5, 6 – Байдам, Барахсаана
7, 8 – Дэлэгэй, Далбаара
9,10 – Саргын, Хаачылаана
11,12 – Сулустаан, Харыстаана
13,14 – Талбан, Тускулаана
15,16 – Уххан, Сахаайа
17,18 – Добун, Нарыйа
19,20 – Дабыл, Байаана
21,22 – Айтал, Мичийэ
23,24 – Байан, Айыына
25,26 – Дархан, Ньургустаана
27,28 – Кэрэмэн, Санаайа
29,30 – Айаал, Күбэйэ
XII. АХСЫННЬЫ
1, 2 – Добун, Саргылаана
3, 4 – Сүргэн, Сайаана
5, 6 – Таман, Кэрэчээнэ
7,8 – Барылан, Туймаада
9, 10 – Эрэл, Айыына
11, 12 – Аман, Кэскилээнэ
13, 14 – Тускун, Ньургуйаана
15, 16 – Талбан, Хаачылаана
17, 18 – Мургун, Сайдыына
19, 20 – Дабаан, Намыына
21, 22 – Түмэн, Сахаайа
23, 24 – Дьулуур, Айталыына
25, 26 – Сайдам, Туйгууна
27, 28 – Тургун, Алгыстаана
29, 30 – Саргын, Күбэйэ
31 – Айастаан, Күндүүнэ

Якутские названия месяцев

Познакомтьесь, названия месяцев на якутском языке.

Январь – Тохсунньу
Февраль – Олунньу
Март – Кулун тутар
Апрель – Муус устар
Май – Ыам ыйа
Июнь – Бэс ыйа
Июль – От ыйа
Август – Атырдьах ыйа
Сентябрь – Балаҕан ыйа
Октябрь – Алтынньы
Ноябрь – Сэтинньи
Декабрь – Ахсынньы

Күн суруллуутугар сахалыы бастаан сыла, онтон ыйа, онтон дьэ күнэ буолар. Холобур: 2014 сыл алтынньы 1 күнэ.

Гоголев В.И.- айыл5аттан уйдарылаах Уйул5ан

Василий Иннокентьевич Гоголев – Уйулҕан

Василий Иннокентьевич Мэҥэ-Хаҥалас Балыктааҕыттан төрүттээх.
Дьокуускай куорат 33 № орто оскуолатыгар уруһуй, технология  учууталынан ситиһиилээхтик үлэлии-хамсыы сылдьар.
Василий Иннокентьевич сүрүн үлэтин таһынан айар үлэнэн утумнаахтык дьарыктанар. Ол курдук Үөһээ Бүлүүгэ үлэлии сылдьан, холуобунай ирдэбил үлэтин сырдатар, «Суор тиһэх кыланыыта», -диэн видеодетектив сценарийын суруйан, уус- уран киинэ устубута. 2000 с. Дьокуускай куоракка, республикаҕа дьон-сэргэ киэҥ биһирэбилин ылбыта.
Василий Иннокентьевич хоһоон айар эбит буоллаҕына кэлин бэйэтин прозаҕа холонон көрөр баҕа санаатын толорон, икки сэһэни суруйан кинигэ таһаартарда. Бастакы, Аҕа  Дойдуну көмүскүүр сэрии сылларыгар, 1942с. чурапчы оройуонун 41 холкуоһун хоту, Булуҥ, Эдьигээн, Кэбээйи оройуоннарыгар күүс өттүнэн көһөрүү туһунан, «Көһөрүллүү» – диэн ааттаах кинигэтэ «Бичик» издательстваҕа бэчээттэнэн тахсыбыта. Бу сэһэни Василий Иннокентьевич ахтыыларга, история чахчыларыгар олоҕуран, уус-уран сэһэн гынан суруйбута. Иккис кинигэтэ «Хоһуун таас», -диэн. Бу Василий Иннокентьевич дьикти уонна сэдэх дьылҕалаах ийэтин, Герой Ийэ, Гоголева Екатерина Васильевна 100 сааһыгар ананан суруйбута.
Сэһэннэри хараҕа суохтар республикатааҕы библиотекалара аудио кинигэ гынан таһаарбыта. Бу кинигэлэр ааҕааччи киэҥ биһирэбилин ылбыттара.
Василий Иннокентьевич «Ийэкээм”, – диэн хоһоонугар Роман Степанов матыып айбыта. Бу ырыаны Константин Степанов олус иэйиилээхтик толорбута. Василий Иннокентьевич бу ырыаҕа клип устубута. Бу ырыа Радио Виктория Саха, Саха Радио, САХА НКИК «Саҥа күн” программаларыгар,  прямой эфирдэринэн сүрэхтэнэн, тахсыбыттара,
Ону сэргэ Василий Иннокентьевич Улуу Кыайыы 70 сылыгар памятник оҥорон, Мэҥэ Хаҥалас Маттатыгар туруоран олохтоохтор махталларын ылла.

Проект «54 кадра»


Почти с самого рождения мы никогда не бываем одни, всегда являемся частью чего-нибудь. Когда мы совсем малыши — мы часть ячейки общества под названием семья. В детском саду мы – часть большой группы детей. Затем в школе мы становимся частью класса, в университете мы — одни из студентов и на работе мы являемся членами коллектива. Отсюда идут различные виды отношений и взаимоотношений, это не всегда бывает просто жить в коллективе, в группе, в классе, но существовать одному очень трудно, а порой и просто невозможно. Конечно, от каждого вида общения у нас формируется мировоззрение, культура, поведение и характер. И всё это накладывает отпечаток в нашей памяти. На сегодняшний день развитие новых технологий помогает нам запечатлевать моменты нашей жизни в виде картинок. Это создаёт большие горизонты для самовыражения.
Наш проект называется «54 кадра», так как в школе 54 класса. Он рассказывает нам о жизни школы, то есть непосредственно о жизни самих учеников и их классов в виде фотографий. Это позволяет нам централизовать нашу деятельность и сделать её доступной для всех.
Вы можете увидеть и оценить наш стенд на первом этаже школы № 33.

Охлопкова Н.Е., учитель английского языка

Конкурс юных художников-иллюстраторов

В рамках проекта «Читающая семья», посвященного Году литературы в РФв нашей школе 9 февраля был проведен конкурс юных художников-иллюстраторов «Герои книг глазами юных художников». На конкурс приняли участие учащиеся 5-8 классов, проиллюстрировав произведения современных отечественных писателей. Среди 5-6 классов 1 место заняла работа ученицы 6 «а» класса Михайловой Даны по произведению А.К.Дойля «Приключения Шерлока Холмса». 2 место получила иллюстрация Коврижко Валерии по рассказу «Часодеи. Часовой улюч» Н.Щербы. 3 место заняла работа по рассказу А.Жвалевского ,Е.Пастернака «Время всегда хорошее» Соловьевой Иры, ученицы 6 «г» класса. Среди 7-8 классов победила Необутова Анна, ученица 8 «г» класса, М.Аромштан «Мохнатый ребенок».
2 место заняла Алексеева Екатерина с работой по рассказу «Апокалипсис Антона Перчика» А.Никольсокй. 3 место разделили ученицы 7 класса Кузьмина Валерия и Андреева Алина. По рисункам конкурса  была оформлена выставка.

 

Конкурс «Моя читающая семья»

С.Я.Маршак как-то сказал: «У каждой книги своя судьба, своя долгота века. Есть книжки – однодневки. И есть книги, которые переходят из поколения к поколению». В каждой читающей семье есть книга, любимая всеми.


В рамках Года литературы 31 марта в нашей школе прошел конкурс презентаций среди 5-6 классов «Моя читающая семья». Каждый участник защитил перед членами жюри «Творческий кейс», в котором отразил семейные традиции и читательские предпочтения семьи, сведения о домашней библиотеке. Итоги конкурса: 1 место – Зедгенизева Юлия, ученица 5 «в» класса,  2 место – Арбузов Никита, 3 место – Тарасова Настя, учащиеся 5 «д» класса.

Фестиваль «Театральная весна»

Литературно-музыкальный фестиваль «Театральная весна», посвященный 70-летию Великой Победы прошел в этом году под девизом «Музы не молчали…». Это оптимальный способ показа лучших достижений в области самодеятельного любительского искусства творческих коллективов-участников мероприятия. Два дня подряд в актовом зале СОШ№33 им.Л.А.Колосовой показывали свое творчество школьные коллективы из 22 школ города и пригорода. Из нашей школы дебютировал   на конкурсе коллектив 7 «б» класса (руководитель Уарова И.П.) и стал дипломантом 3 степени.

Выбор профессии

На сегодняшний день, образование играет большую роль в жизни многих людей. Наше образование предопределяет будущую профессию, успех, идеи и стиль жизни. Поэтому выпускников всегда ожидает нелегкий выбор профессии.
9 апреля 2015 в нашей школе состоялась профориентационная встреча 11х классов с представителями Института зарубежной филологии и регионоведения (СВФУ, ИЗФиР). Беседу со старшеклассниками провели старший преподаватель кафедры восточных языков и страноведения, Ордахова Туяра Валерьевна и студентка пятого курса восточного отделения (японский язык и литература), Егорова Варвара Николаевна.
Конечно, встреча в первую очередь была посвящена будущей профессии наших выпускников. Также поговорили о многочисленных образовательных программах, которые предлагает институт зарубежной филологии и сама кафедра восточных языков. Оказалось, что в данное время сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями бурно развивается. В настоящий момент кафедра восточных языков имеет договора с университетами КНР в Пекине, Шанхае, Харбине, Чанчунье, Циньдао и других городах; с тремя университетами в Японии и с несколькими университетами Кореи в таких городах как Куанджу, Тэгу, Сеул и Пусан. Образовательные учреждения предлагают не только языковые курсы, но и программы, по окончании которых можно получить степень бакалавра или магистра.
Старший преподаватель кафедры восточных языков, Туяра Валерьевна описала нам структуру института и различные программы, которые предлагает кафедра, также она ответила на все интересующие вопросы выпускников. Егорова Варвара, студентка пятого курса рассказала о своей стажировке в Японии.
В итоге, выпускники получили интересную информацию, пообщались с преподавателем и студентом кафедры восточных языков.

P.S. Подробную информацию вы можете спросить у старшего преподавателя Ордаховой Т.В. по адресу ул. Белинского 58, 7 этаж, кафедра восточных языков и страноведения.

С наилучшими пожеланиями,
Охлопкова Н.Е., учитель английского языка

Успех на ЕГЭ

Советы психолога по сдаче ЕГЭ УСПЕХ НА ЕДИНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ

Очень внушительный заголовок, не правда ли? Наверное, когда ты слышишь или читаешь аббревиатуру ЕГЭ, то легкая дрожь пробегает по телу. На самом деле нет ничего страшного в этом виде экзамена. К нему нужно только правильно подготовиться. Мы подготовили несколько советов, которые могут пригодиться тебе на экзамене.
Накануне экзамена
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
• Если в школе холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Во время тестирования
• В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.). Будь внимателен!!! От того, насколько внимательно ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
• Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сконцентрироваться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что условия задания будут поняты тобой «по первым словам», а концовка будет достроена в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.
• Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
• Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
• Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
• При необходимости используй интуицию! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
• Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Особенности проведения ОГЭ

ОГЭ 2015: Особенности проведения    основного  государственного  экзамена  в 9 классах

В 2015  году государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников 9 классов проводится  в форме   основного  государственного  экзамена  (сокращенно ОГЭ). В процедуру проведения  ОГЭ  по сравнению с прошлым учебным годом внесены  значительные изменения.
Основной государственный экзамен будут сдавать все девятиклассники, независимо от того, собираются  ли они продолжать учебу в школе или планируют поступать в ССУЗы. Обязательными для всех выпускников являются экзамены по русскому языку  и математике. Выпускники, поступающие в профильные классы, сдают дополнительно два экзамена. Выпускники, поступающие в универсальные 10 классы,  могут предметы по выбору не сдавать.  На 2015/16 уч.г. в нашей школе открываются два профильных 10-х класса.  В социально-экономический класс профильными  предметами являются  обществознание и география, в класс  технического профиля – физика и обществознание.
Процедура проведения экзамена максимально приближена к процедуре проведения ЕГЭ в 11 классах. С этого года ответы на тестовую часть заполняются в единые бланки ответов. На ресурсе Федерального института педагогических измерений в открытом доступе представлены задания,  которые могут быть включены в  КИМы.
К экзаменам допускаются  выпускники, имеющие годовые отметки по всем предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных. Выбранные обучающимся предметы указываются им в заявлении, которое  он подает в учебную часть школы до 1 марта. После этого срока никакие изменения в базу данных не вносятся.
Если в день проведения экзамена выпускник заболел, то  его родители приносят в школу справку о заболевании и пишут заявление с просьбой о переносе срока экзамена. На  основании этих документов и ходатайства школы издается приказ по Управлению образования о сдаче экзамена в дополнительные сроки.
Если выпускник не сдает один из обязательных  экзаменов,   ему дается право пересдачи этого экзамена в основной период с 16 по 18 июня. Если выпускник не сдает два  обязательных  экзамена или получает  неудовлетворительный результат при пересдаче,    то ему предоставляется право пройти ГИА по обязательным предметам  в августе или  в сентябре.
В нашей школе в этом учебном году сдают ОГЭ  выпускники пяти девятых классов в количестве 138 обучающихся. Три ученика  в связи с участием во Всероссийских соревнованиях  сдают ОГЭ досрочно в апреле. Два  ученика по состоянию здоровья сдают ГИА в форме государственного выпускного экзамена.
Все экзамены сдаются  в утвержденные сроки:
• Математика – 27  мая (в нашей школе)
• Обществознание,  информатика, химия, литература  – 29 мая
• Русский язык – 3 июня (в нашей школе)
• Физика, биология, география, английский язык,  история  – 5 июня
• Резервные дни с 8 по 18 июня
Пункты проведения экзаменов по выбору пока не определены.
Вся основная информация  о порядке проведения экзаменов оперативно размещается на стенде в фойе 3 этажа школы,  в системе «Сетевой город», на школьном сайте.  По  всем  вопросам можно обращаться к классным руководителям и  в учебную часть.

Информацию подготовила заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководитель пункта проведения ОГЭ в МОБУ СОШ №33  Жданова О.В.
05.03.2015

Нормативно-правовые акты по организации и проведению ЕГЭ в 2015 году

Нормативно-правовые акты по организации и проведению ЕГЭ в 2015 году
24.02.2015 09:52

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 февраля 2015 г. N 02-46Анонс: ЕГЭ в образовательных организациях, расположенных за границей: уточненные методические рекомендации. Приведена уточненная редакция Методических рекомендаций по организации и проведению ЕГЭ в образовательных организациях, расположенных за пределами территории России, в 2015 г. Учредители образовательных организаций, МИД России утверждают пункты проведения экзамена по согласованию с Рособрнадзором. Учредителям, МИД России в согласованные сроки направляются экзаменационные материалы, включающие индивидуальные комплекты для каждого участника ЕГЭ. Отдельно направляются дополнительные бланки ответов N 2 и комплекты возвратных доставочных пакетов для упаковки в них бланков ответов участников ЕГЭ после проведения экзамена. За подготовку пункта проведения экзамена отвечает руководитель организации, на базе которого организуется такой пункт. Процедура проведения экзамена (кроме доставки экзаменационных материалов в пункты) и все действия организаторов, членов ГЭК (после вскрытия доставочных пакетов) должны соответствовать Методическим рекомендациям по подготовке и проведению ЕГЭ в пунктах проведения экзамена в 2015 г. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 января 2015 г. N 21 “Об утверждении формы документа о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации”Анонс: Проверка иностранцев на владение русским языком, знание истории и основ законодательства России: форма документа о прохождении экзамена. Утверждена форма документа о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства России. Владение языком, знание истории и основ законодательства подтверждаются иностранцами при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента. Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 февраля 2015 г. Регистрационный N 35967. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2015 г. N 44 “Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году” Анонс: Расписание ЕГЭ на 2015 г.! Утверждено расписание ЕГЭ на 2015 г. Основная масса сдает экзамены в период с 25 мая по 18 июня. Досрочно ЕГЭ можно сдать в период с 14 февраля по 18 апреля. В эти же сроки можно сдать экзамены по предметам, освоение которых завершилось ранее. Для лиц, повторно допущенных в текущем году к сдаче экзаменов по соответствующим учебным предметам, и выпускников прошлых лет предусмотрены следующие дополнительные сроки сдачи ЕГЭ – 20-24 апреля и 22-26 июня. Как и в прошлом году, ЕГЭ по всем предметам начинается в 10.00 по местному времени. Изменилась продолжительность экзамена по отдельным предметам. ЕГЭ по математике профильного уровня, физике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также обществознанию длится 3 часа 55 минут. Экзамен по русскому языку и истории – 3 часа 30 минут. По математике базового уровня, биологии, географии, химии, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский) (кроме раздела “Говорение”) – 3 часа. На раздел “Говорение” при сдаче иностранного языка отводится 15 минут. Перечень используемых на экзамене средств обучения остался прежним. На ЕГЭ по математике можно использовать линейку, по физике – линейку и непрограммируемый калькулятор, по химии – непрограммируемый калькулятор, по географии – линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор. Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2015 г. Регистрационный N 35992. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2015 г. N 45 “Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году”Анонс: Определены даты проведения государственных выпускных экзаменов. Утверждено единое расписание государственных выпускных экзаменов для обучающихся по программам основного и среднего общего образования на 2015 г. Напомним, что указанные экзамены сдают в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в МЛС, в школах, находящихся за рубежом (в т. ч. в загранучреждениях МИДа России). Кроме того, в такой форме аттестацию проходят лица с ограниченными возможностями здоровья, граждане, получившие среднее общее образование в рамках среднего профобразования, а также обучающиеся крымских учебных заведений. Для девятиклассников экзамены будут проходить в период с 27 мая по 5 июня, для выпускников 11 классов – с 25 мая по 15 июня. Установлены даты досрочной и повторной сдачи ГИА. Экзамены начинаются в 10.00 по местному времени. На экзамены по математике и русскому языку отводятся 3 ч 55 мин, по остальным предметам – 3 ч. Установлен перечень разрешенных средств обучения и воспитания. Так, девятиклассники могут использовать на экзамене по русскому языку орфографические словари, по математике – линейку и справочники с основными формулами (одиннадцатиклассники – только линейку). Расписание экзаменов на 2014 г. утратило силу. Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 февраля 2015 г. Регистрационный N 36000.